На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пятый

7 513 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Егиянц
    "Са-та-на там правит бал..."Noonpost: вся пра...
  • Валерий Егиянц
    "...Са-та-на там правит бал!..."Noonpost: вся пра...
  • Valdemaras Orlauskas
    Наконец-то увидел объективную оценку положения России. Дай Бог автор прав!Путин пошёл проти...

Сумеет ли Россия сохранить Армению?

Похоже, что оптимистичные оценки происходящего в Армении оказались несколько преждевременными. Либеральная оппозиция во главе с профессиональным революционером Николом Пашиняном не удовлетворилась отставкой Сержа Саргсяна и теперь требует назначения своего лидера премьер-министром и досрочных выборов без правящей Республиканской партии. Это приблизительно то же самое, что проводить выборы в России в отсутствие «Единой России».

Москва, безусловно, поступила разумно, отказавшись публично вмешиваться в конфликт на чьей-либо стороне. Но достаточно ли у России информации о том, что на самом деле происходит в Армении? Не станет ли кардинальное переформатирование армянской власти и армянской внешней политики сюрпризом – как удивили Москву итоги евромайдана?

Россия не сумела сохранить Украину в зоне своего влияния, несмотря на стратегическое партнерство и ворох разнообразных договоров, включая соглашение по Черноморскому флоту, которое, согласно замыслу евромайдановцев, должно было стать первой жертвой новой власти (и стало, вот только для России это уже не играло никакой роли, Крым откололся от Украины).

Тогда посольство России в Украине стало, пожалуй, главным центром по дезинформации российской власти. Главными источниками информации у посла Михаила Зурабова по ситуации в стране были глава администрации Виктора Януковича Сергей Левочкин, действовавший в интересах Госдепа и тогда еще простой депутат Петр Порошенко. Интересы последнего Зурабов, вероятно, небезвозмездно, лоббировал в России.

Зурабов по образованию – инженер-кибернетик. Стал богатым человеком, возглавляя страховую компанию. На посту главы минздрава запомнился явно провальными решениями и подозрениями в коррупции. Послом он стал, когда в победе на президентских выборах Виктора Януковича или Юлии Тимошенко не было сомнений, а Россия считала обоих этих политиков договороспособными и не требующими специального «надзора» в виде высокопрофессионального посла – такого, каким был Виктор Черномырдин.

Сосланный в Украину экс-министр не имел никого понятия ни о дипломатии, ни о неофициальных аспектах работы посла и полностью шел на поводу своих информантов. Крах российско-украинских отношений после 2014 года – это классический пример плачевных последствиях назначения в ключевые страны не опытных дипломатов, а бессмысленных политических отставников.

В Армении интересы России представляет Иван Волынкин, профессиональный дипломат с 1981 года, выпускник МГИМО. Поэтому есть серьезная надежда на то, что российское руководство получает информацию о происходящем в этой стране оперативную, качественную и из достоверных источников.

Проблема в том, что помимо официальной линии посольства, у различных армянских групп интересов есть множество других возможностей доносить свои интересы до Кремля.

Агентство шуточных новостей «Интерсакс» опубликовало статью, в которой говорится, что «Художественный руководитель и резидент шоу Comedy Club Гарик Мартиросян подал в отставку. Таким было одно из требований лидера армянской оппозиции Николы Пашиняна», а шефство над Comedy Club берет главный редактор RT Маргарита Симонян.

Это шутка, но она отлично демонстрирует количество и качество представителей армянской диаспоры, имеющих прямой выход на администрацию Президента России. Да и сам Президент с удовольствием посещает выступления команд КВН, откуда вышли практически все резиденты Comedy Club.

Поэтому, с одной стороны, Россия считает, что Армения от неё полностью зависит - как в военном, так и в экономическом плане, а также в сохранении статус-кво в конфликте вокруг Нагорного Карабаха. Армения получает энергоносители по льготным ценам, но даже это не спасло от предыдущих массовых выступлений в Ереване – «электромайдана», когда недовольные граждане страны требовали снизить и без того самые низкие в Закавказье тарифы. Пашинян отказался от блокировки улиц, встретился с российским послом Волынкиным и обещает проводить взвешенную политику.

С другой стороны, для США уход Армении из Таможенного союза и отказ от российской военной базы в Гюмри мог бы стать звездным часом на фоне явных неудач Вашингтона в Сирии.

Как будто специально для Армении демонстрируется «особая позиция» других членов Таможенного союза – Казахстана и Белоруссия. Они отказались поддерживать позицию России в ООН при голосовании по отравлению Скрипалей и Сирии. Казахстан договорился с США о транспортировке их грузов в Афганистан через свои порты. Белоруссия ведет активные переговоры с Евросоюзом о «Восточном партнерстве».

Если США смогут оторвать от России ключевого союзника в Закавказье, это будет серьезным ударом и по Москве, и по Тегерану. Ради этого Вашингтон может дать Еревану гарантии безопасности и надавить на Азербайджан, чтобы тот пока не пользовался неизбежным военным ослаблением Армении для окончательного решения карабахского вопроса.

Пока что все вроде бы говорит о том, что кто бы ни возглавил Армению, он не будет рвать по живому сложившиеся связи и будет вынужден считаться с геополитическими реалиями.

Но кто мог предположить, что Украина разорвет практически все экономические связи с Россией в ущерб своему населению и превратится, по сути, в тоталитарную агрессивную страну, где идет постоянная охота на оппозицию при полном попустительстве «демократических стран».

Посольство США в Армении – второе по количеству сотрудников в мире. Возможно, они не будут торопиться, и новое руководство Армении не будет, подобно нынешней Украине или Грузии при Саакашвили, рвать все связи с Россией, невзирая на последствия.

А вот постепенный отход вполне возможен – с параллельной работой в Казахстане и Белоруссии. Сперва отказ от углубления интеграции, потом – заявления о невыгодности тех или иных положений договора о Таможенном союзе, затем – отказ от военного взаимодействия.

России нужно вести планомерную работу не только с действующей властью своих сотрудников, но и с оппозицией, а также – с «улицей». Потому что, как показывает практика последних десятилетий, самые твердые договоренности между лидерами могут быть разрушены одномоментно после применения технологий «цветных революций».

Степан Свиридов

Картина дня

наверх