На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пятый

7 513 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Егиянц
    "Са-та-на там правит бал..."Noonpost: вся пра...
  • Валерий Егиянц
    "...Са-та-на там правит бал!..."Noonpost: вся пра...
  • Valdemaras Orlauskas
    Наконец-то увидел объективную оценку положения России. Дай Бог автор прав!Путин пошёл проти...

Про "Екатерину Великую".

Модные тенденции на изображение отечественной истории в западной сериальной индустрии не ослабевают. Вслед за «Чернобылем» и «Последним царем» публику спешит впечатлить сериал «Екатерина Великая» посвященный, как не трудно догадаться, прославленной российской императрице.

Интерес к отечественной истории и в особенности ее трактовкам, достаточно очевидно связан с текущим изданием новой Холодной войны России с Западом включает в себя и войну за исторические нарративы, где важно показать, кто «хороший», а кто «плохой». И это не праздный вопрос, еще Джордж Оруэлл отмечал, что тот, кто управляет прошлым, управляет будущим, а от, кто управляет настоящим, управляет прошлым.

Соответственно, значительная часть медийной продукции в самых разных форматах, направлена именно на управление прошлым и его восприятием в глазах современных поколений. И тот, кто владеет наиболее мощными медийными инструментами, имеет больше возможностей навязывать свое видение прошлого, борясь с неугодными нарративами. Качество этой борьбы может быть различным, но суть вещей это уже не меняет.

Поэтому достаточно примечательно, что после вышедшего не так давно российского сериала про Екатерину Великую, вышел западный аналог на схожую тематику.

 Трейлер российского сериала

Трейлер зарубежного сериала

В случае с сериалом HBO о Екатерине Великой мы имеем перед собой достаточно странный, фрагментарный байопик, построенный на некоторых эпизодах из жизни императрицы с 1764 года и заканчивая ее смертью в 1796 году. 

Странности начинаются с самого начала, так как выбранной на роль Екатерины британской актрисе Хеллен Миррен уже самой 74 года, а начинать играть ей проходится императрицу, которой по сюжету во время заговора Мировича по Ивана VI было всего 35 лет, что сразу создает острый когнитивный диссонанс. Хеллен Миррен конечно хорошая актриса, но возраст не скроешь. В этом плане авторы российского сериала про Екатерину более ответственно подошли к вопросам возраста.

Сюжет вращается вокруг отношений Екатерины с князем Потемкиным и поддерживает версию о том, что они таки были тайно женаты. На фоне менявшихся как перчатки многочисленных фаворитов Екатерины, начиная с графа Орлова, отношения с Потемкиным показаны как наиболее теплые, хотя в конечном итоге фильм постулирует мысль о том, что для Екатерины на первом месте всегда были государственные дела, о которых она никогда не забывала в своей тщательной расчетливости. 

Соответственно, на фоне этих отношений достаточно негативно показаны фигуры братьев Орловых, графа Панина, ну и конечно сына Екатерины Павла I, которого она хотела лишить престола, а тот в ответ после ее смерти пытался всячески принизить ее дела. 

Фильм в первую очередь сосредоточен на демонстрации личных отношений императрицы с ее окружением, которые периодически прерываются фрагментами тех или иных исторических событий, которые двигают сюжет. Так как сериал состоит всего из 4-х серий, то было бы наивно рассчитывать на подробное изложение царствования Екатерины. 

В целом, если брать исторический контекст (даже не рассматривая фактологические ошибки), то Россия предстает максимально авторитарной страной, где свобода придавлена грузом империи, а благие либеральные идеи падают жертвой политической целесообразности. Ее правители не брезгуют убийствами родственников, а себя в междоусобных беседах величают преступниками в шутливой форме. Ну и с точки зрения идей современного феминизма Россию еще пожурили за то, что после Екатерину Великой Россией женщины больше не управляли. 

С датировкой в фильме имеется большая проблема – авторы специально не выделяют переходы от одного периода к другому и лишь по диалогам и событиям можно понять, что после перехода одной сцены в другую прошло уже несколько лет. Повествование получается рваным, так как авторы даже не потрудились как-то обозначить, что новая сцена происходит «несколькими годами позже».

С технической точки зрения фильм имеет достаточно богатую картинку, особенно в плане костюмов и интерьеров, но как только дело доходит до масштабных событий, то бюджет сразу дает о себе знать – масштабные баталии тут показаны крайне схематично, компьютерная графика в видовых сценах достаточно посредственная, а ввиду того, что большая часть событий происходит во дворце, то фильм порой выглядит очень камерным.

В итоге, перед нами сериал, который в сухом остатке демонстрирует нам порочную императрицу на российском престоле не чуждую ксенофобских настроений и кровавое построение империи (с акцентом на Крым) импульсивными честолюбцами. Либеральные идеи в такой России не приживаются, что должен усвоить зритель, когда книги с идеями французских просветителей швыряют в огонь российского деспотизма.

Борис Рожин (colonelcassad) – известный блогер и публицист - http://kulturomania.ru/column/...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх